Top.Mail.Ru
Как рассчитать периоды пиковых нагрузок в ритейле и оптимизировать график персонала
Что изменилось в массовом найме осенью 2022: обзор трендов и прогнозов
Чтобы избежать очередей на кассах и простоя сотрудников, важно научиться предсказывать периоды пиковых нагрузок и спада. Такие прогнозы нужно использовать как для ежедневной работы, так и для подготовки к сезонному росту или снижению спроса. В статье рассказываем, как определить пики и что делать дальше с полученной информацией.

Иллюстрации к статье были сгенерированы с помощью нейросети Wombo и Midjourney

Зачем рассчитывать периоды пиковой нагрузки

Чтобы оценить трафик в магазине и составить оптимальный график сотрудников. Вы сможете сократить ситуации, когда покупателям приходится ждать в очереди или искать сотрудников по всему магазину, что портит впечатление о магазине и может заставить клиентов совершать покупки в других местах.

Другая причина — финансовая. Составленный с учетом пиков и спадов график позволяет избежать случаев, когда в часы низкой нагрузки в торговый зал выходит слишком много сотрудников. То есть вы не будете тратить лишние деньги на выплату заработной платы.

Как рассчитать периоды пиковой нагрузки

Чтобы определить пики и спады, предстоит изучить поведение покупателей. Для этого существует несколько подходов — самым оптимальным решением будет их объединить.

Проанализируйте историю продаж

Первый, наиболее доступный способ — проаназилировать данные о продажах за прошлые годы. Лучше всего, если анализируемый период составляет минимум два года. Если таких данных нет, можно ориентироваться на данные аналогичных торговых точек вашей сети или данные других магазинов, если вы сможете получить к ним доступ.

При анализе отвечайте на вопросы:
  • Есть ли в продажах пики и спады по дням, неделям или месяцам?
  • Какой у вас средний чек в пиковые и спокойные периоды?
  • Когда у вас самое напряженное время?
  • А когда — самое спокойное?

Ответы позволят лучше оценить количество покупателей в разные периоды дня, недели и года, а вместе с этим и предсказать нагрузку на персонал.

Важный момент: при подсчете учитывайте аномалии, которые трудно повторить в том же масштабе. Например, разовую PR-кампанию, которая привела к беспрецедентной посещаемости вашего магазина, или резкое повышение спроса на продукты длительного хранения весной 2022 года.

Подсчитайте трафик в торговом зале

Нагрузку на персонал в разные периоды можно считать «по головам» — то есть по количеству посетителей в разные дни и разное время суток. Для этого можно использовать один из нескольких способов учета.

  1. Ручной способ подходит только для небольших торговых точек. Он трудоемкий, но не требует больших затрат.
  2. Инфракрасные счетчики подсчитывают количество людей, которые пересекают инфракрасный луч при входе. Этот способ не совсем точно работает при большом количестве посетителей.
  3. Наиболее точные данные при большом трафике можно получить при помощи тепловизоров и систем мониторинга покупательского поведения.

Торговая точка может провести подсчет трафика самостоятельно или обратиться аналитической компании, которая возьмет на себя установку необходимой техники, замеры трафика и подготовку отчета.

Примите во внимание другие факторы

Оценивайте, какое влияние на посещаемость могут оказать проводимые промокампании, акции и скидки. В периоды, когда вы проводите масштабные маркетинговые и PR-мероприятия, нагрузка на персонал возрастает.

Учтите технологические нововведения. Например, если вы добавили кассы самообслуживания, пропускная способность кассовой зоны стала выше, при этом сотрудников требуется меньше.

Увеличение числа новых участников программы лояльности тоже может повлиять на посещаемость.

Спросите собственных сотрудников

Примите во внимание мнение людей, которые работают в торговом зале. Они находятся на передовой линии магазина и проводят больше всего времени с покупателями. Спросите, в какие периоды исполнителей в зале не хватает, в какие, наоборот, персонал простаивает.

После того, как вы опросите достаточное количество сотрудников, обобщите отзывы и составьте прогноз спроса.
Исследование персонала в рознице
Что ждёт масснайм в сегменте Retail весной 2023 года
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Что делать после анализа

Сам по себе расчет пиков и спадов не даст никакого результата. Важно правильно использовать полученные данные.

Оптимизируйте смены штатного персонала

Вашим сотрудникам не обязательно простаивать в периоды спадов. Используйте это время, чтобы провести инвентаризацию, создать более эффективную выкладку товаров или провести другие организационные мероприятия.

Подготовьтесь к пикам

Снизить нагрузку в пиковые периоды можно при помощи стимулирования сбыта накануне «горячего» времени. Например, если вы предлагаете клиентам доставку на дом, дайте покупателям возможность сделать предварительный заказ со скидкой — об этом можно рассказать в рекламной рассылке. Так вы сможете частично разгрузить магазин в сложный период.

Продолжайте анализировать

Оценивайте, насколько ваши прогнозы оказались близки к реальности. Смотрите, что сработало, а что нет. Регулярная аналитика позволит сократить количество ошибок в будущем.

Нанимайте временный персонал

Чтобы не набирать в штат лишних сотрудников, которые будут простаивать в периоды спадов, обратитесь к услугам временных исполнителей. Они помогут справиться с наплывом покупателей в самые активные дни, и вам не придется платить за простой.
Облегчить найм и обучение временных исполнителей можно при помощи сервисов по подбору массового персонала. MyGig найдет подходящих исполнителей, поможет обучить их перед выходом на смену и возьмет на себя бухгалтерские вопросы.
29 марта 2023
Подпишитесь на рассылку
Читайте первыми полезные статьи и узнавайте об акциях
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь на получение информационной рассылки и с политикой конфиденциальности.
Похожие материалы
Close
Подпишитесь на рассылку! Читайте первыми полезные статьи и узнавайте об акциях.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности