Из фокуса на количественных, а не качественных метриках следует, что оценка квалификации и потенциала линейного персонала редко входит в задачи массового подбора. Главное — скорость, а не качество.
Это может привести к потенциальным проблемам:
- Чем больше кандидатов, тем меньше времени уделяется каждому. Сотрудников это не мотивирует, а рекрутерам не позволяет объективно оценить их потенциал. Это чревато текучкой кадров и ухудшением репутации компании-соискателя, не говоря уже про дополнительные расходы на преодоление возрастающего оттока кадров.
- Растет нагрузка на рекрутеров, занятых нудной, однообразной и неблагодарной работой, полной нервных и эмоционально неприятных моментов.
- Когда подбор поставлен на поток, вероятность человеческих ошибок возрастает. Велик шанс появления ошибок в документах, недопониманий и недоразумений. Это опять же влияет, как на мотивацию новых сотрудников и впечатление о компании, так и на экономические последствия в долгосрочной перспективе..
Как правило, компания-соискатель прекрасно понимает эти риски и осознанно берет их на себя с целью экономии средств и времени. Но это только краткосрочная выгода: в долгосрочной перспективе устаревшие методы массового подбора будут работать все хуже, а накопительный эффект сделает неблагоприятный результат неотвратимым.
С точки зрения кандидатов, массовый подбор хорош только одним: он дает возможность относительно просто пройти этап отбора, быстро приступить к выполнению обязанностей и получить оплату, а также потенциально легко сменить компанию при неблагоприятном стечении обстоятельств или даже неудовлетворительном первом впечатлении.
Это было актуально в 2020 году, когда рынок массового подбора изменился из-за пандемии и спрос на линейный персонал существенно превысил предложение. В 2021 перемены вышли на новый уровень:
по данным Headhunter, доходы курьеров в России выросли еще в 1,5-2,5 раза из-за острого кадрового дефицита.
Но ситуация развернулась на 180 градусов в 2022 году: дефицит перешел в профицит квалифицированных кадров из-за ухода брендов с рынка, логистических проблем и остановки ряда производств. Теперь перед компаниями встает проблема огромного объема работы при отборе и проверке кандидатов при одновременной потребности оптимизации собственных затрат, потому что кризис никого не обошел стороной.